Обложка статьи

Три Digital Humanities проекта, с которыми вы уже сталкивались

Время прочтения
Время прочтения: 14 минут

Digital Humanities (DH) — это область, в которой соединяются технические и гуманитарные знания, исследуется цифровое и используются компьютерные методы для гуманитарных исследований. Рассказываем, какие DH-проекты вы могли встретить у себя в смартфоне.

В Университете ИТМО есть магистерская программа, студенты которой изучают существующие проекты цифровизации культурного наследия и учатся создавать свои. Например, на программе Digital Humanities можно освоить стилометрию — научиться использовать код, чтобы проанализировать, какие авторы и в каком свете писали о разных проблемах.

Для бизнеса оказалась весьма полезной одна из дисциплин этой магистратуры. Трансмедийный сторителлинг — набор приемов для создания сюжета, который сможет существовать в разных типах медиа. Приемы драматургии, нарративный дизайн, игровые паттерны и интерактивные элементы позволяют разрабатывать проекты, в которых сходятся самые неожиданные сущности.

Вот три проекта российских корпораций, в которых успешно используются приемы трансмедийного сторителлинга:

«Стражи Авито» 

«Стражи Авито» — игра про кибермонстров в стиле старых раннеров. Она обещает научить детей, подростков и родителей безопасности, а еще предлагает призы особенно успешным игрокам. Так «Авито» решает задачу — рассказать своим пользователям, как компания защищает их деньги и данные.

Браузерная игра «Стражи Авито». Источник: safetygame.avito.com

1/2

Браузерная игра «Стражи Авито». Источник: safetygame.avito.com

2/2

«Ряд наград» от «Тинькофф» 

«Ряд наград» от «Тинькофф» — в знакомой головоломке игрокам предлагают складывать одинаковые фигуры в ряд, чтобы зарабатывать очки. Самые активные участники попадают в высшую лигу. Соревнование мотивирует игроков стараться занять место повыше (а заодно и получить приз от банка). Для быстрого прогресса в игре нужны бустеры — предметы, которые помогают зарабатывать больше очков. Чтобы купить их, игроки выполняют задания: смотрят сторис, включают округление в «Инвесткопилке», отправляют деньги в благотворительный фонд. Так «Тинькофф» повышает лояльность своих пользователей, делает посещение приложения для пользователей ежедневной привычкой.

Браузерная игра «Ряд наград». Источник: vryad.tinkoff.ru

1/2

Браузерная игра «Ряд наград». Источник: vryad.tinkoff.ru

2/2

«Плюс Сити»

«Плюс Сити» — игроки могут строить свой город и выполнять задания, чтобы зарабатывать и тратить баллы «Плюса» на «Яндексе». Здесь похожие механики и цели: соревнуясь друг с другом, пользователи получают призы, которые можно использовать в разных сервисах «Яндекса», а вместе с тем и привычку использовать эти сервисы.

Мобильная игра «Плюс Сити». Источник: iOS-приложение «Плюс Сити — симулятор города»

1/5

Мобильная игра «Плюс Сити». Источник: iOS-приложение «Плюс Сити — симулятор города»

2/5

Мобильная игра «Плюс Сити». Источник: iOS-приложение «Плюс Сити — симулятор города»

3/5

Мобильная игра «Плюс Сити». Источник: iOS-приложение «Плюс Сити — симулятор города»

4/5

Мобильная игра «Плюс Сити». Источник: iOS-приложение «Плюс Сити — симулятор города»

5/5

Чтобы разработать игру, нужна целая команда. Над новым продуктом работают не только разработчики и дизайнеры. Процесс начинается задолго до кода: с разработки идеи и структуры, а занимается этим нарративный дизайнер — специалист, который придумывает сюжет, описывает персонажей, разрабатывает новые механики для игры или органично использует уже готовые. Все это он делает вокруг или для определенной истории. Без нарративного дизайнера в игре, конечно, будут сражения или гонки, но могут возникнуть проблемы с идеей и сюжетом, которые объединяют уровни и задания в единую картину.

Научиться такому можно, например, на курсах в онлайн-школах: чтобы получить профессию «Нарративный дизайнер», потребуется полгода и около 80 000 рублей. А еще погружаться в эту часть разработки игр можно в вышеупомянутой магистратуре Digital Humanities — в учебном плане программы есть дисциплины, на которых изучают основы трансмедийного сторителлинга и геймдизайна, игровые паттерны и механики, способы создания персонажа и его пути.

Такие задачи сегодня ставят перед собой не только корпорации, но и культурные институции — музеи, библиотеки, университеты. Например, сейчас студенты программы Digital Humanities разрабатывают игры для «Яндекс Музея», Государственного музея истории религии и Пушкинского дома. Культурные институции смогут использовать разработанные для них проекты, а студенты получат опыт, который смогут применить в поиске новых проектов по окончании учебы.

Автор: Оля Москвичева

За помощь в подготовке текста благодарим куратора с направления Digital Humanities Анну Кочановскую.

Фото на обложке: unsplash.com

21 декабря 2023

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Вся жизнь — игра?
Почему реальность раскрывают через такую форму, как компьютерные игры? Как и зачем в них играть? И причем тут искусственный интеллект и художественная литература?
Обложка статьи
Вся жизнь — игра?
Почему реальность раскрывают через такую форму, как компьютерные игры? Как и зачем в них играть? И причем тут искусственный интеллект и художественная литература?