Вперед в прошлое: зачем создают игры, похожие на старые
Испытывали ли вы когда-нибудь ностальгию? Возможно, у вас есть теплые воспоминания о школьных годах, когда забот и проблем было меньше. То же можно сказать и про видеоигры. Однако, есть небольшая разница. В отличие от времени, игры легко можно сделать такими же, как в прошлом.
Какое оно — раньше?
Во многом специфика графики прошлого связана с вычислительными ограничениями. Например, у игровой консоли PlayStation 1 (PS1) было всего 2 мегабайта оперативной памяти и 1 мегабайт видеопамяти (сегодня консоли имеют до 16 гигабайт). Она могла обрабатывать 360 тысяч полигонов в секунду (от греч. polýgonos — многоугольный, в трехмерной графике — минимальная поверхность, из которой складывается итоговая фигура) или 12 тысяч на 1 кадр (если учитывать, что игра идет в 30 FPS), но из-за нагрузки старались использовать не больее 10 тысяч. Поэтому разработчики создавали низко детализированные модели, так персонажи имели 500–600 полигонов. Сегодня их количество достигает десятков тысяч.
Модель солдата из Metal Gear Solid: Peace Walker. Источник: tumgik.com
Игры распространяли на дисках объемом 700 мегабайт, а если его не хватало, разработчикам приходилось уменьшать размер образа. Для этого глубину цвета изменяли с 32 бит до 16 бит, в связи с чем, количество цветов уменьшалось с 16 миллионов до примерно 32 тысяч. Однако при этом возникали «полосы маха» — оптическая иллюзия, из-за которой еле различимые оттенки одинаковых цветов, находясь рядом, становятся ярче. Чтобы избавиться от этих полос, использовали дизеринг, который добавлял картинке шуму и создавал иллюзию высокой детализации при низкой глубине цвета.
Полосы маха. Источник: wikipedia.org
Эффект дизеринга. Источник: habr.com
Еще одна особенность PS1 — дергающиеся вершины. Особенно это заметно при движении камеры или объектов. Такой эффект возникал из-за еще одного ограничения: при переводе трехмерного пространства в плоское изображение (растеризации), консоль не учитывала вершины и ребра, не совпадающие с пиксельной сеткой. Из-за этого все вершины привязывались к конкретной точке и при смещении полигона «прыгали» с одного места на другое
Источник: dtf.ru
Воссоздать былое
Время шло, игровая индустрия развивалась, графика и вычислительные мощности становились все лучше. Появилась тоска по прошлому, и разработчики стали делать игры, похожие по общему наполнению на старые. Так появились игры, стилизованные под консоли прошлого.
В основном такие игры создаются энтузиастами, и упор в них сделан на атмосферу. Их можно найти на сайтах, посвященным инди-проектам, а иногда и более крупных площадках. Например, No one lives under the lighthouse — хоррор, созданный в стиле PS1 и вышедший в Steam. Поначалу игра кажется скучной: нужно всего лишь зажигать маяк по ночам и делать небольшую работу. Но спустя время вы по-настоящему прочувствуете атмосферу и поменяете мнение. А также поймете, почему никто не живет под маяком.
No one lives under the lighthouse. Источник: buried-treasure.org
Помимо самостоятельных проектов, разработчики начали создавать демейки (demake — намеренное ухудшение чего-то нового, антоним remake — с англ. переделать). Это переработка новой игры, попытка фанатов представить, как игра могла бы выглядеть в 90-ые.
Например, Dead Space и BloodBorne в стилистике PS1 или пиксельные Hollow Knight и SUPERHOT для вымышленной консоли PICO8 (это эмулятор, который имитирует ограниченные графические и звуковые возможности 8-битных систем 1980-х годов). Во многом эти игры повторяют механики и визуал оригинала, но графика сильно состарена. Это позволяет увидеть игру совершенно по-новому и почувствовать «ту самую» атмосферу.
Увы, не все возможно переделать силами энтузиастов. Многие современные игры созданы большими студиями с сотнями сотрудников. Однако увидеть их проекты в стилистике прошлого все равно хочется. Разработчик и аниматор под ником 98DEMAKE нашел выход. Он, вдохновившись стилем PS1, стал делать видеоролики, показывающие, какими могли быть современные большие игры, если бы они вышли на несколько десятилетий раньше.
Энтузиасты решили не останавливаться на переделке игр, а пойти дальше. Они стали состаривать трейлеры и выпускать небольшие видеоролики, показывающие, какими могли быть современные большие игры, если бы они вышли на несколько десятилетий раньше. Например, на YouTube можно найти вступительную катсцену из The Witcher 3: Wild Hunt в стиле Play Station 1, в конце которой присутствует доля авторского юмора
Какие из этого стоит сделать выводы
Демейки и стилизованные под ретро игры дарят опыт, словно ты попадаешь в прошлое.
На многие известные серии можно взглянуть сквозь призму времени и испытать те же ощущения, что и геймеры 90-х. Но, к сожалению, такие игры навряд ли получат большое развитие: разработчиков, заставших PS1 и другие старые консоли, со временем будет все меньше, а разница в графике новых поколений едва заметна. Поэтому призываю насладиться небольшим набором проектов под стиль старины, пока они еще создаются.
Фото на обложке: game-curator.com