5 фактов об «электронных кирпичиках», или Как тетрис покорил миллионы сердец по всему миру
В 1984 году в свет вышла игра, которая покорила сердца людей всех возрастов и стала культом в мире видеоигр — Тетрис. Прошло почти 40 лет, но он по-прежнему остается символом гениальности и простоты. Что же делает эту игру столь увлекательной и почему она до сих пор остается актуальной? Разбираемся в рубрике «Имени языка Эйнштейна».
Советский IT-стартап
Тетрис был создан в 1984 году советским программистом Алексеем Пажитновым в Вычислительном центре Академии наук СССР. В свободное от основной работы время Алексей увлекался головоломками и играми, и вот однажды его осенила идея создать что-то новое и увлекательное.
Алексея вдохновила настольная игра «пентамино», где фигуры из пяти квадратов нужно было укладывать в ящик различными способами. Однако, решив упростить задачу и сделать ее более динамичной, Пажитнов взял фигуры из четырех квадратов — тетромино. Название игры объясняется просто: «тетра» означает «четыре», а «-ис» заимствовано из тенниса, другой любимой игры программиста.
Первая компьютерная версия Тетриса была разработана для советского компьютера «Электроника-60». Компьютер не имел графического интерфейса в привычном виде, поэтому Пажитнов использовал буквы и символы для отображения падающих блоков, причем интерфейс был очень примитивным — используемые символы и буквы заменяли привычные нам цветные блоки.
На видео — оригинальная игра в Тетрис, работающая на компьютере ДВК-2 советского производства (преемнике компьютера Электроника 60, некоторые из которых оснащены дисплеем и клавиатурой Электроника 60).
Распространение Тетриса началось с того, что коллеги Пажитнова начали копировать игру на магнитные диски и делиться ею с друзьями. Вскоре игра добралась до зарубежных стран, в частности до Венгрии, где ее заметили западные разработчики. В 1986 году Тетрис попадает в руки британского предпринимателя Роберта Стайна, который увидел огромный потенциал игры и начал переговоры о лицензировании.
Через несколько лет мир узнал о Тетрисе — его выпустили на различных платформах, включая персональные компьютеры и консоли, а позднее он стал хитом на портативной консоли Game Boy от Nintendo.
Правовые баталии
В Советском Союзе все интеллектуальные права на разработки автоматически принадлежали государству. В 1986 году права на игру перешли к советской компании «Электроноргтехника» (ЭЛОРГ). Первая драма развернулась, когда сразу несколько зарубежных компаний захотели получить права на распространение.
Nintendo Tetris. Источник: tumblr.com
В 1988 году британский предприниматель Роберт Стайн, глава компании Andromeda Software, думал, что приобрел права на игру для персональных компьютеров у ЭЛОРГ. Однако он ошибочно полагал, что может разместить Тетрис и на другие платформы, такие как консоли и игровые автоматы. Вскоре после этого японская компания Nintendo обнаружила, что права на Тетрис были проданы одновременно нескольким компаниям.
Здесь в битву за Тетрис вступает компания Atari Games, которая приобрела права на аркадные игры у Stein. Когда Atari начала распространять Тетрис на игровых автоматах в США, Nintendo быстро подала иск, утверждая, что они имеют эксклюзивные права. В 1989 году суд вынес решение в пользу Nintendo, остановив продажу аркадных версий от Atari и укрепив позицию Nintendo на рынке.
Но это была только верхушка айсберга. В самом СССР (а далее — в Российской Федерации} отношения между Пажитновым и ЭЛОРГ оставались сложными. Только в 1996 году Пажитнов вместе с его партнером Хенком Роджерсом основали The Tetris Company, благодаря которой они наконец-то получили права и контроль над игрой.
«Эффект Тетриса»
Тетрис — простая, на первый взгляд, игра, но способная значительно повлиять на наше мышление и восприятие мира. Феномен, известный как «эффект Тетриса», был изучен исследователями, которые подтвердили его воздействие на мозг.
В одном исследование, проведенном в 1990-х годах психологом Робертом Стикголдом и его коллегами из Гарвардского медицинского института, приняли участие люди, которые ежедневно играли в Тетрис. Через некоторое время ученые начали замечать, что участники эксперимента воспринимали окружающий мир иначе. Они начинали мыслить «по-тетрисски», пытаясь упорядочить предметы в реальности, как фигуры в игре — от расположения продуктов на полке до планировки зданий.
Некоторые участники даже сообщали, что видели движущиеся фигуры Тетриса в своих снах или наяву, прямо перед закрытыми глазами, когда собирались спать. Эти мнимые образы были настолько яркими, что их можно было сравнить с галлюцинациями. Некоторые могли также видеть падающие блоки с неба или в своем поле зрения в течение дня. Элементами сна или мысленными образами стали не только тетрамины, но и сами игровые процессы, что указывало на то, что игра проникла глубоко в когнитивную сферу.
7 «кирпичиков-тетрамино» тетриса: I, J, L, O, S, T, Z. Источник: wikipedia.org*
Несмотря на необычные проявления эффекта Тетриса, ни один из участников не испытывал негативного влияния на свое психическое здоровье. Напротив, многие признавали, что восприятие мира через призму упорядочивания помогало в повседневной жизни решать задачи и структурировать информацию.
Для некоторых экспертов «Эффект Тетриса» представляет собой результат формирования привычки. Люди, проводя много времени за игрой, начинают ассоциативно связывать ее с другими аспектами своей жизни. Это напоминает особую форму процедурной памяти — когда мозг запоминает повторяющиеся действия и превращает их в шаблоны.
Исследования, посвященные влиянию Тетриса на мозг провели в 1994 году ученые Окагаки и Френш. В ходе эксперимента участники играли в Тетрис по 30 минут в течение 12 сеансов. Результаты показали увеличение плотности серого вещества в их мозгу. Серое вещество напрямую связано с когнитивными способностями и интеллектом, что позволило предположить, что Тетрис стимулирует мозговую активность. Однако последующие исследования показали, что когда наш мозг привыкает к определенной нагрузке, выполняемая деятельность становится рутинной и переводится на автоматический уровень. Со временем, несмотря на увеличение плотности серого вещества, игра в Тетрис перестает требовать значительных умственных усилий и становится рутиной.
Потомки тетриса
Механика игры была вдохновлена геометрическими фигурами под названием «тетрамино». Тетрамино — это геометрическая фигура, состоящая из четырех квадратов, соединенных друг с другом по сторонам.
Тетрамино, будучи удобными для восприятия, стали излюбленным инструментом в игровой механике Тетриса. Эти фигуры предоставляют игроку возможность насладиться балансом между стратегическим планированием и мгновенными решениями.
Игроку в Тетрисе предстоит управлять падающими тетрамино и располагать их таким образом, чтобы заполнить горизонтальные линии на экране. Когда линия полностью заполняется, она исчезает, освобождая место для новых.
В первой версии игры Тетрис использовались тетрамино, но помимо них, в игру были добавлены S-образные и L-образные фигуры. Они появлялись в двух вариантах: основном и с зеркальным отражением, что позволяло использовать их различными способами для заполнения игрового поля.
Именно благодаря использованию тетрамино в Тетрисе игра стала настолько захватывающей и увлекательной. Разнообразие форм тетрамино позволяет создавать различные стратегии заполнения и улучшает игровой опыт.
Источник: techinsider.ru
Тетрис лечит
Исследования показывают, что игра в Тетрис может использоваться в рамках психотерапии для лечения посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и помощи при снижении флешбэков. Он может возникнуть в результате травматического события и проявляться через навязчивые воспоминания о происшедшем.
Исследователи обратили внимание на то, что процесс игры в Тетрис включает в себя визуальное воспроизведение и практическую деятельность, которые могут отвлечь внимание и занять мозг пациента, что способствует снижению интенсивности флешбэков и смягчению воздействия травматических воспоминаний.
В исследованиях было показано, что игра в Тетрис может снижать уровень опасности флешбэков после техники возврата пациента к травматическим стимулам. Поскольку такой метод визуальных занятий может помешать образованию и фиксации травматических образов в памяти.
Тетрис в психотерапии представляет перспективный метод, который помогает снизить стрессовое напряжение и улучшить качество жизни пациентов, страдающих от болезненных воспоминаний. Дополнительные исследования в этой области могут помочь определить эффективность использования Тетриса в психотерапии.
*Ресурс может быть связан с ресурсом, выполняющим функции иноагента
Фото на обложке: unsplash.com