Обложка статьи

Фридерик Шопен: поэт фортепиано

Время прочтения
Время прочтения: 28 минут

176 лет назад, 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний публичный концерт выдающегося польского композитора и пианиста Фридерика Шопена. Нервное напряжение и британский климат усугубили его хроническое заболевание легких, и спустя год музыкант скончался. Его жизнь — «приятно звучащее» путешествие, полное страсти, меланхолии, красоты и легкости. В рубрике «Имени языка Эйнштейна» обсуждаем биографию выдающегося «поэта фортепиано», творчество которого повлияло на развитие импрессионизма в музыкальном искусстве, обогатило его духом славянской культуры, забытыми формами и новыми, живыми мотивами.

«Шляпы долой, господа! Перед вами гений!»

…именно так отзывался композитор Роберт Шуман о Фридерике Францишеке Шопене, который родился 1 марта 1810 года в деревне Желязова-Воля, располагающейся вблизи Варшавы. 

Его отец — Николя Шопен — перебрался из Франции в Польшу в конце XVIII века и начал работать на табачной фабрике, а позже стал преподавать французский и немецкий языки. Мать композитора — Текла Юстина Шопен — получила хорошее образование, владела французским языком, обладала красивым голосом и хорошим слухом. Именно она подарила будущему композитору первые музыкальные впечатления, исполняя народные мелодии на фортепиано. 

Музыкальный талант молодого Шопена проявился еще в раннем возрасте: к семи годам он начал исполнять свои первые произведения. Пианист Войцех Живный стал первым педагогом мальчика, не считая его мать. Они играли произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Риса, Гайдна и других современных пианистов. Живный сыграл важную роль в развитии способностей юного Фридерика: обучил его основам композиции и игры на фортепиано. Под его руководством Шопен быстро прогрессировал, становился известен в Варшаве как чудо-ребенок, которого сравнивали с Моцартом и который не уступал лучшим польским пианистам уже к двенадцати годам.

Изображение

Мария Водзинская. Портрет Фридерика Шопена в 25 лет. 1835 год. Источник: wikipedia.org

Позже Фридерик поступил в Варшавский лицей, где, помимо музыки, проявлял интерес к гуманитарным наукам, которые заложили прочный фундамент для его эстетических и интеллектуальных взглядов. Шопен получил прекрасное образование и владел французским, немецким и польским языками. Он решил продолжить обучение в Варшавской высшей музыкальной школе (ныне Университет Музыки Фридерика Шопена), где изучал композицию под руководством Йозефа Эльснера, который характеризовал его словами «музыкальный гений» и давал простор для фантазии, не ограничивая ученика правилами или методами. 

Изображение

Портрет Эльснера.Около 1853 года. Источник: wikipedia.org

В 1825 году 15-летний Шопен выступил перед российским императором Александром I, а также много путешествовал и сочинял полонезы и мазурки, в которых демонстрировал глубокое понимание польской музыкальной традиции.

«Будет Польша блестящая, могучая, независимая!»

С 1829 года музыкант начал свою артистическую деятельность: дал два концерта в Вене, выступил в Кракове и отыграл еще три концерта в родной Варшаве, чтобы покинуть ее навсегда. 

Несмотря на международный взлет своей карьеры, Шопен испытывал ностальгию по родной земле, а после известия о вспыхнувшем в Польше восстании за независимость, принял решение вернуться на родину и принять участие в боях. Однако восстание было подавлено еще до приезда композитора, который в то время успел проехать Дрезден, Вену, Мюнхен и Штутгарт. В последнем городе, в объятиях отчаяния, Фридерик написал свой знаменитый «Штутгартский дневник», страницы которого пропитаны глубокой скорбью из-за краха восстания. Тем не менее композитор верил, что его музыка способна помочь родному народу добиться победы, поэтому создал свой величественный «Революционный этюд» — гимн нереализованным надеждам. 

Изображение

Марцин Залеский. Взятие варшавского арсенала. 1831 год. Источник: wikipedia.org

Париж был в восторге!

В 1831 году Шопен первый раз выступил в Париже — публика города покорилась ему раз и навсегда. Музыкант редко давал публичные концерты, но его слава в салонах польской диаспоры и французской аристократии возрастала стремительно. 

Слушатели поражались его поэтичным и оригинальным исполнением, весь цвет парижской богемы того времени — Гюго, Лист, Берлиоз, Гейне — оставался в восторге от красоты шопеновского исполнения. 

Изображение

Генрих Семирадский. Концерт Шопена. 1887 год. Источник: wikipedia.org

В 1838 году выдающийся художник Делакруа по собственному желанию начал писать знаменитый портрет Шопена — его друга с «холодным сердцем». Смелыми, мощными мазками мастер создавал образ энергичного, погруженного в свои раздумья человека с горящими глазами и буйной шевелюрой. 

Изображение

Эжен Делакруа. Портрет Фридерика Шопена. 1838 год. Источник: wikipedia.org

Он писал музыку, а она — книги…

В 1836 году началась самая романтичная страница в биографии великого музыкального поэта, ведь именно в этом году Шопен вступил в отношения с французской писательницей Жорж Санд, которые продолжались девять лет и сподвигли обоих на создание выдающихся произведений.

После первой встречи Фридерик спрашивал знакомых: «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? Да и женщина ли она вообще?» Фривольное поведение и экстравагантный внешний вид писательницы, носившей мужской псевдоним, возмущали молодого человека с изысканными манерами, но после общения с писательницей мнение музыканта о ней изменилось, и они начали встречаться. 

Глубокая привязанность была омрачена сразу несколькими сложностями. Во-первых, различием характеров: Шопен был скромным интровертом, предпочитал спокойствие, уединение и размеренность, а его возлюбленная любила внимание и эксцентричность богемной жизни. Во-вторых, в 1837 году проявилось хроническое заболевание музыканта — туберкулез, который часто становился  причиной стресса и напряженности между партнерами. В-третьих, у Санд были дети от прошлого брака: сын, который ревновал мать к чужому мужчине, и дочь, которая наоборот настраивала «отчима» против матери. Сама Жорж писала: «Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Изображение

Эжен Делакруа. Жорж Санд и Фридерик Шопен. 1838 год. Источник: wikipedia.org

Вскоре прекратились не только отношения, но и письма. В последнюю случайную встречу Шопен не стал разговаривать с бывшей возлюбленной, однако все-таки вспомнил Санд в последние дни своей жизни: «Она обещала, что я умру в ее объятиях».

Связь между Фридериком и Жорж превратилась в один из самых ярких примеров романтических и трагических любовных историй в мире искусства. Санд подарила миру роман «Любя», а композитор отразил свои эмоциональные переживания и вдохновение в ряде знаменитых произведений: в «Героическом» полонезе в ля-бемоль мажоре, ноктюрнах Ор. 48 и Ор. 55 (op. — opus, сочинение), сонате №3 в си-миноре, колыбельной Des-dur ор. 57 и других.

«Нежный гений музыки»

17 октября 1849 года композитор скончался. Событие вызвало глубокую скорбь в музыкальном мире — на похоронах собрались тысячи поклонников. В соответствии с последней волей Шопена, на церемонии был исполнен «Реквием» Моцарта и его собственная прелюдия № 4 в ми-миноре. Он был похоронен на самом известном парижском кладбище Пер-Лашез, но сердце Фридерика, согласно завещанию, было отправлено в Варшаву и замуровано в колонну церкви Святого Креста как символ вечной привязанности к родине. Сейчас в значимых для композитора местах в Варшаве установлены специальные скамейки, которые воспроизводят музыку Шопена.

Изображение

Теофиль Квятковский. Шопен на смертном одре. 1849 год. Источник: wikipedia.org

Значение Шопена для мирового музыкального искусства трудно переоценить. «Он шире самой музыки, а его деятельность кажется нам ее вторичным открытием», — пишет большой любитель творчества польского композитора — советский поэт Борис Пастернак — в статье «Нежный гений музыки».

Изображение

Столб, содержащий сердце Шопена. Церковь Святого Креста, Варшава. Источник: wikipedia.org

Российский журналист Анатолий Лысенков пишет, что музыка Шопена всегда уравновешена, логична и стройна по форме, подобно великим классическим образцам тех же Моцарта и Баха, перед которыми он преклонялся. Лиричность музыки часто ассоциируется с изяществом и поэтичностью, что делает его произведения похожими на музыкальные стихи, написанные прикосновениями легких перьев.

16 ноября 2024

Еще почитать по теме

Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой
Обложка статьи
История религии: церковь против науки или за?
В рубрике «Имени языка Эйнштейна» рассказываем об истории развития отношений между церквью и наукой