Обложка статьи

Почему сюжет Celeste работает

Время прочтения
Время прочтения: 18 минут

Зачастую сюжет в играх не является чем-то примечательным, особенно сейчас, когда популярны проекты исключительно с онлайн-составляющей. Иногда есть интересный лор, но сюжет примитивен. Оно и неудивительно, ведь в играх куда важнее геймплей, за исключением некоторых жанров. Тем примечательнее случай Celeste, в которой, несмотря на увлекательнейшие игровой процесс, саундтрек и визуальный стиль, сюжет упоминается как один из главных плюсов. Почему же он так популярен и почему он работает? Продолжим разбирать эту значимую для индустрии и геймеров игру.

Без спойлеров

В основе сюжета игры — история Мэдлин, которая решила победить внутренние противоречия и тревоги через победу внешнюю — покорение горы Celeste. По дороге она встречает несколько персонажей, которые решают внутренние проблемы схожим образом или же просто обитают на этой горе.

Изображение

Первая встреча с NPC. Источник: скриншот из игры. 

Почему не книга и не фильм?

Я убежден, что успех сюжета Celeste сильно связан с формой, в которой он подан. Именно тот факт, что это компьютерная игра, усиливает эффект истории. Написанный на бумаге сценарий игры вряд ли бы превысил четыре листа текста, в нем бы не хватало самого главного — души. Записанная на пленку история бы не вышла за пределы нишевого пространства Youtube-короткометражек и была бы интересной, но не примечательной. А все потому, что вся магия происходит вне истории.

Молчаливое повествование

Как дружба формируется не только через диалоги, так и привязанность к персонажам и вовлечение в сюжет требуют еще одно условие — общее приключение. В отличии от других форм медиа, в играх человек не сторонний наблюдатель, а полноценный участник, что стократно усиливает эффект вовлечения. В Celeste этот эффект особенно заметен, ведь повествование строится вокруг преодоления трудностей, что позволяет игроку еще глубже в него погрузиться. Это усиление можно увидеть в трех основных пунктах, о которых и пойдет речь ниже.

Персонажи Celeste

Когда мир игры наполнен испытаниями, которые подчас кажутся бесконечно длинными, встреча с персонажами ощущается как глоток воды в пустыне. Друзья вызывают ощущения тепла на душе, и игроку искренне интересно узнать, что же нового произошло у них за время разлуки. Враги же вызывают искреннее негодование, ведь они делают и без того непростую игру еще более сложной. Особенно хорошо эффект геймплея можно почувствовать на примере персонажа Тео, с которым нас знакомят в начале игры и который сразу вызывает симпатию. При повторной встрече с ним игрок чувствует, что это не просто добродушный парнишка, но товарищ по обстоятельствам. Поддерживая главную героиню игры, он также поддерживает и игрока — дает дополнительные силы на прохождение следующей части уровня, помогает разрядить обстановку, возникшую за счет сложности игры и необходимости постоянно внимательно следить за происходящем на экране.

Изображение

Тео. Источник: скриншот из игры. 

История Celeste

По ходу сюжета героиня зачастую ставит под сомнения свои силы. Порой у нее опускаются руки от нового вызова, который гора бросает ей. Иногда она просто устает от постоянного напряжения. И самое главное — игрок ее понимает не потому, что он когда-то был в подобной ситуации, а потому, что чувствует то же самое по отношению к прохождению Celeste. Он тоже лезет на гору и каждый новый вызов или откат в прогрессе чувствуется для него как личное переживание. Немногим играм удается создать такую связь. Главные герои Skyrim, Minecraft или Just Cause либо не высказывают свои чувства совсем, либо они не совпадают с чувствами игрока. Именно из-за этого, конечно, вкупе с очень глубокой и близкой сердцу многих историей Мэдлин и возникает такая симпатия. Вы с ней уже не чужие друг другу и она не ощущается как простой аватар игрока. Она — товарищ по восхождению.

Изображение

Главная героиня жалуется на усталость. Источник: скриншот из игры. 

Игрок?

Он самый. В играх он — часть повествования. Его стиль прохождения и выборы влияют на историю игры иногда буквально, когда меняется сюжет, а иногда косвенно, когда меняется ощущение. Если игрок будет пробегать игру, пропуская все диалоги, то сюжета и не случится, останется только геймплей. Если игрок решит оставить игру ввиду трудной проходимости, он усилит посыл сюжета.

В Celeste то, через что проходит главная героиня, ощущается как еще большее достижение, достойное уважения и для игроков. То есть решение некоторых людей оставить игру влияет на опыт других игроков и на их ощущение от истории.

Заключение

Сюжет Сeleste работает благодаря тому, что его краткость компенсируется необходимостью игрока переживать схожий с главной героиней опыт. Также помогает и то, что подается он небольшими порциями в очень удачные моменты, когда напряжение витает в воздухе и усталость уже достаточно скопилась. Подача сюжета и лора видеоигр заслуживает более большой и обобщенной статьи, но пусть начало будет положено разбором одного из лучших сюжетов в истории видеоигр.

«Good luck, and mind the wind!» — Old Woman from Celeste.

Текст: Григорий СПАССКИЙ 

На обложке: скриншот из игры. 

3 мая 2023

Еще почитать по теме

Обложка статьи
Играя в реальность
Корреспондент журнала NewTone рассказывает о видеоиграх, в которых возможно все: от гриба-мутанта до подводных грибных лесов
Обложка статьи
Играя в реальность
Корреспондент журнала NewTone рассказывает о видеоиграх, в которых возможно все: от гриба-мутанта до подводных грибных лесов